Рекомендуемые в подготовительных циклах упражнений действия руки со смычком, особенно происходящие вне ощущений рукой конкретных точек опоры, то есть во время нахождения ее в воздухе, весьма сложны по восприятию для начинающего ученика. Естественно, возникает вопрос о характере контактов пальцев с тростью.
Сохранить стабильные ощущения единства действий руки со смычком поможет более плотный (но не жесткий) контакт всех пальцев с тростью. Появляется свобода руки со смычком над скрипкой, а также ощущение должной устойчивости во время первичного контакта смычка со струной. Избежать жесткой фиксации смычка возможно.
Однако не следует чрезмерно закруглять пальцы при контактах с тростью. Оптимальный вариант — слегка закругленное положение пальцев на трости, уменьшающее проявления хватательного рефлекса. Совершенно естественно, что плотность прикосновения пальцев к смычку усиливается при движениях его в воздухе и уменьшается до необходимого минимума при контактах со струной. В дальнейшем, по мере автоматизации навыков, необходимость излишне плотно держать трость постепенно отпадает.
Стабильности формируемых ощущений на начальном этапе обучения будут способствовать постоянные недифференцированные контакты пальцев с тростью. Они позволят без особых усилий (напряжений) устойчиво удерживать смычок в руке, особенно во время движений его в воздухе. Недифференцированные ощущения в пальцах на трости должны сохраняться вплоть до постановки смычка на струны и начала атаки.
Во время атаки струны и ведения по ней смычка опора руки переносится попеременно в сторону указательного пальца или мизинца. В этот момент в пальцах формируются дифференцированные, эластичные по своему характеру контакты с тростью. Смычок при этом начинает ощущаться как продолжение игровой зоны руки. Подобные ощущения возникают только в том случае, когда рука со смычком чувствует устойчивую опору на струны.