Упражнение 1
1-й вариант
а) исходная позиция: рука со смычком вытянута вдоль туловища; локоть прижат к боку, пальцы плотно фиксируют зону колодки; дальнейшие действия: б) не отрывая локоть от бока, поднять предплечье и расположить пальцы на трости; зафиксировать это состояние; в) поднимать плечевую часть, разводя ее в сторону и назад, и, не останавливая движение, нести руку со смычком над скрипкой по восходящей круговой линии; г) доводя смычок до предела влево, возвращающимся движением по нисходящей дугообразной линии опускать его в зоне колодки на струну соль; д) поставив смычок на струну, несколько опустить плечевую часть и зафиксировать устойчивый контакт смычка со струной — плотную опору на нее руки; е) активным поворотным движением поднять плечевую часть и произвести за счет этого движения атаку струны; недифференцированные ощущения в пальцах, плотно фиксирующих трость, неизменно сохраняются; ж) не проводя смычком по струне, после атаки поднимать его и, не задерживая движение руки, нести по аналогичной траектории вплоть до последующей постановки на струны. Действия повторять неоднократно. Во время выполнения комплекса упражнений недифференцированные ощущения в пальцах на трости неизменно сохраняются.
2-й вариант
а) все предварительные действия руки до постановки смычка на струну, ее атаки и постатаки полностью аналогичны предыдущему варианту; б) смычок на струну опускать ближе к его середине — в зоне центра тяжести. Учитывая, что средняя зона смычка более легкая по весу, чем зона колодки, атаку струны следует производить за счет увеличения нажима руки на трость — большей активности поворотных движений плечевой части. К формированию атаки струны в верхней зоне смычка — наиболее сложной для звукоизв-лечения — следует приступать после достаточной автоматизации навыка. Оба варианта упражнения были связаны с движением руки со смычком над струнами после атаки вниз от колодки. Цель следующего упражнения — формирование аналогичных действий при движениях руки со смычком вверх, в сторону колодки.