Атака звука, его начальный импульс — одна из самых сложных проблем скрипичного исполнительства — является «ахиллесовой пятой» не только для учеников, но даже и для многих профессионалов. К сожалению, этому сложнейшему и исключительно важному разделу техники звукоизвлечения фактически не уделено должного места в современной методической литературе.
«Специфика приемов атаки звука... одна из мало разработанных проблем методики обучения скрипача», — справедливо отмечают М. Либерман и М. Берлянчик в работе «Культура звука скрипача». Однако авторы цитируемой работы, указывая на серьезный пробел в методической литературе, сами не уделяют этой проблеме никакого внимания, мотивируя это аргументом: «Не имеем возможности детально анализировать здесь этот вопрос».
Учитывая исключительную важность этой проблемы, сделаем попытку всесторонне теоретически и практически обосновать принципы атаки звука. Все виды атак по характеру звучания и по принципу исполнения следует подразделить на две основные категории: мягкая, эластичная — практически неслышимая или едва слышимая, применяется при исполнении всех видов кантилены; острая — акцентированная атака, характерная для всех видов маркатированных (от итал. marcare — выделять) отрывистых штрихов. Каждая категория предполагает наличие множества разновидностей, соответствующих характеру исполняемой музыки.
При формировании требуемого звучания уже после атаки струны смычком принципиальное значение имеет строго определенное первичное направление движения руки. Плечевая часть ведет руку, тем самым позволяя четко регулировать плотность нажима смычка на струну при переходе от атаки к дальнейшему звучанию. В современной методике существуют два различных по своему принципу подхода к решению проблемы формирования атаки звука и последующих действий руки со смычком.